Магия на просторах Ксарадаса — не редкость.
Даже люди, самый неволшебный народ, примерно в половине случаев обладают волшебным даром, позволяющим творить колдовство.
Если есть потенциал — магия тебе подчинится. Рано или поздно. Нужно лишь усердно трудиться.
Основы магии
В давние времена магию людям дал один из молодых богов, чьё имя затерялось в веках, в виде волшебных письмен. Колдовской алфавит состоит из двухсот пятидесяти шести символов, и каждый из них обозначает определённое «движение» — некую формулу из взмаха-паса и слога, значение которой приводило к определённому результату в комбинации с другими символами. Заучив все символы и их значения, волшебник мог комбинировать смыслы и получать необходимое заклинание: первый символ, второй, третий, и вот — с пальцев срывается огненная стрела. Увы, человеческий потенциал оказался крайне невелик.
Во-первых, обычно в человека «вмещается» не больше трёх-четырёх заклинаний за раз. Это правило действительно до сих пор. Со временем внутренний объём повышается, но всё равно не превышает пяти-шести активных умений в один момент времени. Встречаются уникумы-гении, чей потенциал изначально достигает значения в десять-двенадцать заклинаний, и они к тому же могут его расширить тоже, но таких людей — не больше пары дюжин на целое поколение, да и то далеко не всегда вскрывается и нередко бывает так, что подлинный талант к магии гибнет в теле обычного крестьянина.
Во-вторых, чтобы «уместиться» в голове и стать доступным к использованию, заклинанию требуется гибкость разума. Она тренируется разучиванием заклинания, притом — совершенно любого, но на начальных этапах требует колоссальных затрат времени. Так, чтобы разучить упомянутую огненную стрелу, заклинание, далёкое от звания могучего, требуется год-два практического времени. Следующие заклинания учатся быстрее, и старец, посвятивший жизнь волшебству, может менять даже очень сложные заклинания за считанные минуты, и всё же это ограничение делает огромной пропасть между теми, кто только начал учиться колдовству, и теми, кто занимается им уже давно.
Развитие колдовства
Всё это быстро привело к тому, что письмена быстро позабыли; маститые мастера начали учить способных учеников сразу нужным умениям: исцелению, метанию огненных шаров или видениям на далёкие расстояния. Зачем учить все эти символы, если ты всё равно не будешь их использовать и можно выучиться двум-трём нужным колдунствам? Большинство волшебников пошли по этой тропе, но нашлись и те, кто захотел большего.
Спустя века им было намного сложнее, чем если бы они застали жизнь волшебства при письменах: они искали сходства в пасах и закономерности в результатах, и таким образом открывали новые способы колдовать. Огненный шар превратился в огненную стену, а огненная стена — в пламенный вихрь, который в свою очередь стал жгучим дождём; так волшебники-исследователи неожиданно открыли для себя самый удобный инструмент из всех возможных — книгу. У каждого волшебника она была своя, эта добрая традиция сохранена до сих пор, и хотя большинство колдунов всё ещё предпочитает разучивать конкретные умения на всю жизнь и не забивать голову ничем лишним, яркие индивидуалисты не чураются заводить фолианты, которые наполняются десятками, а иной раз и сотнями заклинаний, отчего ценность таких книг может быть совершенно невероятной. Особенно — для подлинно алчущего и талантливого ума.
Те же волшебники-исследователи открыли пользу ритуалов. Оказалось, что пасы-слоги можно заменить обстановкой, которая символьно повторяет нужную последовательность «движений» (в сущности, сублимирует потерянные письмена материальными символами), и в результате заклинание можно использовать, не разучивая его вовсе. Минусы, впрочем, были очевидны: это срабатывало единожды на ритуал, а кроме того — материальные символы могли быть довольно дорогими. Тем не менее, это дало широкий ход низшей волшебной касте — ведьмам, знахарям и деревенским колдунам, а также — детишкам, поскольку простенькие ритуалы могли исполнить даже они, но там о сколько-нибудь серьёзном колдовстве даже речи не идёт; так, вызвать ветерок или коротенько поговорить с кошкой.
Волшебные предметы
Разумеется, после открытия ритуалов ценность магических книг возросла ещё больше, особенно тех, в которых волшебник не стесняется подбирать, собственно, ритуал описанному заклинанию. Но волшебники-исследователи на этом не остановились, и со временем, стремясь унифицировать ритуалы максимально эффективно, пришли к созданию волшебных предметов — экипировки, на которой записано заклинание, которое можно использовать один или несколько раз, в зависимости от волшебного заряда.
Так, наиболее популярным волшебным предметом быстро стал посох с летридовым набалдашником — в него запросто заковывалось заклинание молнии, которое позволяло волшебнику использовать молниеносные атаки, не заучивая соответствующее заклинание, и следовательно — не используя личный потенциал. Летридовый набалдашник со временем сгорал, но заменить его было не слишком трудно, если у волшебника водились деньги. Постепенно ассортимент таких предметов стал крайне велик: сапоги-скороходы, летающий ковёр, шапка-невидимка и многие другие; все они всё ещё требовали определённой подготовки и зачастую были одноразовые, и всё же пользовались и пользуются крайней популярностью.
Пиком мастерства стали полуритуальные заклинания; колдунства, частично-ритуально воссозданные на простых листах бумаги чернилами, позволяющие использовать себя без подготовки и разучивания прямо со страниц фолиантов, но в то же время — использующие потенциал мага. Такие волшебники считались настоящими мастерами, поскольку при своей книге магии могли предложить огромный ассортимент самого разного колдовства. Однако трудоёмкость и времязатраты процессов, — написание такой книги могло требовать целой жизни, и то не всегда удавалось, — не позволили таким волшебникам стать широким явлением, зато их книги, окрещённые исконными гримуарами, до сих пор ценятся как подлинные реликты.
Божественные дары
Особняком стоит магия, даруемая людям молодыми богами. Иногда это бывает проклятье-дар, как в случае с Присциллой, иногда — буквальное умение, как оно случается с последователями Триединой Церкви. Такое волшебство, если говорить об активных умениях, расходует внутренний запас энергии человека, но в то же время применяется очень легко и не занимает «место» в потенциале волшебника, а кроме того — доступно и простым людям.
Направления магии
Прежде всего, всякий маг знает о существовании запретной магии: пространственной и временной. Ей всё ещё можно научиться, и встречаются волшебные предметы, наделённые таким волшебством, но всё это крайне сложно и встречается редко, не говоря уже о том, что эти направления не просто так называются запретными, причём как среди праведных волшебников, так и среди нечестивых. Использовать запретную магию — значит добровольно предать себя анафеме.
Во вторую очередь магия делится на праведную и нечестивую, в зависимости от того, угодно ли искусство Праведной Троице.
В частности, в стенах Орендаля можно выучиться следующим направлениям:
♦ Стихийная магия (праведная, если не в руках нечестивых колдунов, конечно);
♦ Некромантия (всегда нечестивая);
♦ Исцеляющая (праведная);
♦ Алхимия (нечестивая).
Предпоследнему учиться не рекомендуется, но может быть полезно, поскольку некроманты, всё же, не являются нежитью, а потому целебные меры, применяемые к неживым, на них могут повлиять губительно.